Навигация по сайтуНавигация по сайту

Почему мы не помним свое раннее детство?

Известно, что дети впитывают информацию, как губка. Тогда почему же человеку требуется так много времени, чтобы сформировать свое первое воспоминание? Давайте же узнаем.

Представьте: Вы обедаете с кем-либо, кого знаете несколько лет. Вместе Вы посещали вечеринки, отмечали дни рождения, ходили в парк и разделяли любовь к мороженому. Вы даже побывали вместе в отпуске. К тому же, на Вас потратили приличную сумму, но Вы ничего этого не помните.

Первые волнующие моменты нашей жизни: день рождения, первые шаги, первые слова, первая еда, ясли - большинство из нас не может вспомнить ничего из первых лет нашей жизни. Даже с самого первого драгоценного воспоминания памятные моменты чрезвычайно редки и по времени раскиданы далеко друг от друга. Почему же так?

Эта пустота в архиве наших жизней многие годы расстраивала родителей и ставила в тупик психологов, неврологов и лингвистов. Этим глубоко увлекался отец психологии - Зигмунд Фрейд, чья формулировка «инфантильная амнезия» сохранилась на более чем 100 лет.

Когда мы пытаемся вспомнить что-либо из этой ментальной пустоты, всплывают интригующие вопросы. Случились ли наши самые ранние воспоминания на самом деле, или они были просто выдуманы? Можем ли мы вспомнить события без их словесного описания? И возможно ли однажды вернуть утерянные воспоминания?

Частичка пазла обнаруживается из того, что дети впитывают информацию, как губки, образуют 700 новых нейронных связей каждую секунду и орудуют навыками изучения языка настолько искусно, что даже самый выдающийся полиглот позеленел бы от зависти. Последнее исследование установило, что младенцы начинают тренировать мышление еще в утробе.

Но даже в зрелом возрасте информация будет утеряна, если не совершать попытки восстановить ее. Таким образом, первое объяснение явления состоит в том, что инфантильная амнезия - это просто результат естественного процесса забывания того, что мы испытываем в течение жизни.

Этот ответ является результатом работы немецкого психолога XIX века - Германа Эббингауза, который совершил первые эксперименты по изучению границ человеческой памяти. Для того, чтобы его мозг вступал в состояние чистого листа, он изобрел так называемый «бессмысленный слог» - выдуманное слово из случайных букв, образующее слог, например, «каг» или «слан» - и заучивал тысячи таких.

Его «кривая забывания» наглядно демонстрирует насколько стремителен упадок нашей способности вспомнить что-то, что было нами выучено, что это приводит в замешательство: мозг выбрасывает половину новой информации в течение всего одного часа. К 30-му дню у нас остается лишь 2-3% накопленной информации.

Культура может оказать влияние на формирование и развитие наших воспоминаний 

Важно отметить, что Герман Эббингауз установил, что мы забываем вещи чрезвычайно предсказуемо. И тогда, чтобы обнаружить, отличаются ли чем-либо наши воспоминания из детства, все, что необходимо сделать, это сравнить с графиком. Занимаясь расчетами в 1980-ых гг., ученые обнаружили, что мы храним меньше воспоминаний о событиях первых 6-7 лет нашей жизни, чем Вы могли бы представить. Очевидно, что причина кроется в чем-то другом.

Некоторые люди способны вспомнить что-либо из того времени, когда им было лишь2 года, в то время как другим не удается вспомнить ничего до достижения 7-8 лет.

Занимательно, что для некоторых завеса открывается раньше, нежели для других. Некоторые люди способны вспомнить что-либо из того времени, когда им было лишь 2 года, в то время как другим не удается вспомнить ничего до достижения 7-8 лет. В среднем первые фрагментарные воспоминания датируются примерно 3,5 годами. Еще занимательнее то, что была обнаружена разница в забывании среди различных стран, где средний показатель самого раннего воспоминания может варьироваться до 2 лет.

Может ли это дать подсказку, чтобы объяснить ту пустоту? Чтобы найти ответ, психолог Ки Вонг (Qi Wang) из Корнелльского университета, США, собрала банк из сотен воспоминаний студентов колледжа - американцев и китайцев. Как было предсказано национальными стереотипами, истории американских студентов были длиннее, более детальными и в явной форме эгоцентричными. Истории китайских студентов, напротив, были короче, содержали больше фактов; к тому же в среднем они начинались 6 месяцами позже.

Эта закономерность была подтверждена рядом других исследований. Людям с более детализированными, сосредоточенными на само́м человеке воспоминаниями было проще их вспомнить. Есть предположение, что капля нарциссизма может быть полезной, так как развитие собственной перспективы наполняет события смыслом. «Это представляет собой разницу между высказываниями: «В зоопарке были тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, и, несмотря на то, что они были пугающими, я отлично провел время», - сообщает Робин Фивуш (Robyn Fivush), психолог из Университета Эмори, США.

Во время повторного проведения эксперимента Ки Вонг беседовала с матерями испытуемых и обнаружила ту же закономерность. Другими словами, если Ваши воспоминания о детстве туманны и фрагментарны - вините своих родителей.

Некоторые психологи доказывают, что способность формировать четкие автобиографические воспоминания появляется только с даром речи 

Первое воспоминание Ки Вонг - это поход в горы недалеко от ее дома в г. Чунцин, Китай, с мамой и сестрой. Ей было примерно 6 лет. Ее ни разу об этом не спрашивали, пока она не переехала в Соединенные Штаты. Дело в том, что в восточных культурах детские воспоминания не имеют значения. Как сообщает исследовательница, люди постоянно спрашивают: «Зачем тебе это нужно?»

«Если Ваше окружение говорит, что те воспоминания важны для Вас, Вы их запомните», - утверждает Ки Вонг. Самые ранние воспоминания зарегистрированы у народа маори в Новой Зеландии, так как в их культуре на прошлое делается сильный акцент. Многие жители могут вспомнить события, происходившие, когда им было всего 2,5 года.

Наша культура может также повлиять на то, как мы говорим о своих воспоминаниях, и некоторые психологи доказывают, что способность формировать ясные воспоминания появляется только тогда, когда мы выучиваем язык. «Язык помогает сформировать структуру или некое устройство для наших воспоминаний, т.е. для повествования. При создании истории произошедшее становится более организованным, и потому его проще вспомнить даже спустя некоторое время», - утверждает Робин Фивуш. Однако множество психологов скептично настроены по отношению к этому. Например, нет разницы между возрастом, в котором появилось первое воспоминание у тех, кто был рожден глухим и рос без языка жестов.

После неудачной операции по лечению повреждения гиппокампа, вызванного эпилепсией, HM потерял способность запоминать новые события.

Это приводит к формированию теории, что мы не можем вспомнить первые годы жизни просто потому, что в то время наш мозг все еще не развил необходимого для этого оборудования. Объяснение появляется при рассмотрении дела самого известного за всю историю неврологии пациента, который упоминается просто как НМ. После неудачной операции по лечению повреждения гиппокампа, вызванного эпилепсией, HM потерял способность запоминать новые события. «Это центр нашей способности запоминать и узнавать новое. Если бы не гиппокамп, я бы сейчас не вспомнил об этом разговоре», - констатирует Джеффри Фейген (Jeffrey Fagen), изучающий память и способность к обучению в Университете Святого Джона, США.

Интересно то, что ему все еще удавалось запоминать другие виды информации, как это делают младенцы. Когда исследователи предложили ему скопировать рисунок пятиконечной звезды, смотря на нее через зеркало (труднее, чем кажется), ему это давалось легче с каждым разом практики, несмотря на то, что каждый раз данный опыт казался совершенно новым.

Вероятно, когда мы достаточно мало, гиппокамп просто еще недостаточно развился, чтобы сформировать точное воспоминание. Детеныши крыс, обезьян и людей - все продолжают производить новые нейроны в гиппокампе в первые годы жизни, и мы все неспособны формировать долгосрочные воспоминания на этапе младенчества. Кажется, именно в тот момент, когда мы перестаем активно производить новые нейроны, мы резко приобретаем способность формировать долгосрочные воспоминания. «У младенцев и маленьких детей гиппокамп еще недостаточно развит», - подтверждает Джеффри Фейген.

Но теряет ли не до конца сформированный гиппокамп наши воспоминания, или они изначально не формируются в принципе? В силу того, что воспоминания из детства продолжают оказывать влияние на наше поведение в течение долгого времени после того, как они были благополучно забыты, некоторые психологи полагают, что воспоминания все же есть где-то глубоко в памяти. «Вероятно, воспоминания хранятся в таком месте, доступ к которому уже закрыт, но это чрезвычайно трудно продемонстрировать эмпирически», - утверждает Джеффри Фейген.

Нам следует быть очень осторожными о том, что мы вспоминаем из того времени, так как, вероятно, наше детство заполнено ложными воспоминаниями о том, что никогда не происходило.

 Мы не можем полностью полагаться на правдивость наших воспоминаний - иногда они принимают форму описаний того или иного события, сформированного под давлением обсуждений

Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus), психолог из Калифорнийского университета, США, посвятила всю свою научную карьеру изучению данного явления. «Люди могут подхватывать намеки и начать визуализировать их - тогда они становятся воспоминаниями», - утверждает исследовательница.

Выдуманные события

Элизабет Лофтус не понаслышке знает, как легко это происходит. Когда ей было 16, ее мама утонула в бассейне. Годами спустя одна родственница убедила ее, что именно Элизабет обнаружила тело. Воспоминания нахлынули вновь, когда неделей позже эта же родственница позвонила и объяснила, что она все спутала и что тело обнаружил кто-то другой.

Конечно же, никому не понравится, если скажут, что их воспоминания ложны. Лофтус осознавала, что, чтобы переубедить скептиков, ей необходимо было неопровержимое доказательство. В 1980-х гг. она набрала добровольцев для исследования и сама внедрила в них воспоминания.

Элизабет Лофтус придумала искусную ложь о травмирующем походе в торговый центр, когда ребенок потерялся, его спасла добрая пожилая женщина и затем он воссоединился со своей семьей. Чтобы сделать событие как можно более правдивым, она даже втянула туда семью. «Мы просто сказали нашим испытуемым: «Мы поговорили с твоей мамой, и она сказала нам о том, что случилось с тобой». Почти треть ее «жертв» поверили, некоторые даже смогли вспомнить яркие детали. В сущности, мы более уверенны в придуманных воспоминаниях, чем в том, что случилось на самом деле.

Даже если событие произошло на самом деле, есть вероятность, что в Вашей голове оно было несколько искажено, т.е. это не воспоминания о событиях от первого лица, а скорее смодулированные события, навязанные последующими разговорами о произошедшем. Тот раз, когда Вы посчитали, что будет весело превратить сестру в зебру с помощью перманентного маркера? Вы это видели в семейном видео. Невероятно вкусный торт, который мама испекла на Ваш третий день рождения? Старший брат рассказал Вам об этом.

Возможно, самая большая загадка кроется не в том, почему мы не можем вспомнить события из раннего детства, а в том, можем ли мы им действительно верить…

Опубликовано: 08.10.2016 в 01:27

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: